Space Engine — бесплатный космический симулятор-планетарий, позволяющий исследовать Вселенную в трех измерениях. В отличие от большинства симуляторов, пространство вселенной Space Engine не ограничивается пределами Солнечной системы или Млечного Пути, а имеет размеры, сопоставимые с размерами реальной Вселенной. Все изученные звезды и планеты присутствуют в Space Engine, а для неизученных областей космоса применяется процедурная генерация галактик, туманностей, звезд, планет и прочих космических объектов.
Программа представляет собой симулятор свободного перемещения в космическом пространстве. Для задания параметров объектов, известных человечеству, используются каталоги небесных тел, такие как NGC/IC и HIPPARCOS. Для объектов в неисследованных участках Вселенной, а также для известных, но недостаточно детализированных объектов, используется процедурная генерация (в том числе, процедурное текстурирование). Процедурные объекты и объекты, к которым применено процедурное формирование рельефа и текстур, имеют высокую детализацию. Для формирования фотореалистичного изображения используются различные эффекты: тени на планетах от колец и спутников, звездные короны, блики объектива, освещение планет и спутников друг другом, полярные сияния, эффект гравитационного линзирования черных дыр и нейтронных звезд, рассеяние света в атмосфере и многие другие. В планетарии представлено множество типов космических объектов: планеты, луны, астероиды, кометы, звёзды (а также нейтронные звезды и черные дыры), звёздные скопления, туманности, галактики. Галактики, звезды и планеты в Space Engine разделены на классы. Например, галактики делятся по последовательности Хаббла. Звезды делятся по классам светимости и цвету (например, «красные гиганты», «желтые карлики», «голубые сверхгиганты» и так далее). Для планет используется собственная классификация: «терра» — землеподобные планеты с жидкой водой на поверхности, «океанида» — планеты-океаны, «пустыня» — каменистые планеты с атмосферой, «селена» — безатмосферные каменистые планеты, «ледяной мир» — твёрдые ледяные планеты, «титан» — ледяные планеты типа Титана с жидкими углеводородами на поверхности, «ледяной гигант» — газово-ледяные планеты типа Нептуна, и «газовый гигант» — газовые гиганты типа Юпитера. В SpaceEngine есть планеты с жизнью. В настоящей версии это проявляется только в наличии текстурной растительности на поверхности планеты. Вероятность наличия жизни на планете во вселенной SpaceEngine невелика и зависит от класса звезды, класса планеты и ее температуры, а также от возраста системы. Скорость перемещения по вселенной SpaceEngine может варьироваться в очень широких пределах: от 1 м/с до 1 гигапарсека в секунду. Масштабы исследуемых областей настолько же гибкие: от рассматривания деталей рельефа отдельных планет и астероидов до обзора всей вселенной SpaceEngine сразу. Для достижения такой масштабируемости используется процедурная генерация объектов, то есть неизученные участки Вселенной, галактики, планеты и их рельеф создается «на лету» самой программой. Вселенная SpaceEngine может быть расширена пользователем: есть возможность ее дополнения каталогами, моделями и текстурами.