Роберт Невилл остался один во всем Нью-Йорке. Человечество было практически полностью уничтожено мутировавшим вирусом, те, кто не погиб, превратились в зомбоподобных существ, не выносящих дневной свет и выходящих на охоту по ночам. Днем Роберт разгуливает по всему Нью-Йорку в компании своей верной собаки и пытается найти выживших. По ночам он охотится на зомби, которые нужны ему для тестирования антидота, который, как рассчитывает Роберт, может превратить зомби обратно в людей. Одиночество давит на Роберта с каждым днем все сильнее, ведь возможно он остался единственным человеком на всей планете.
Сюжет:
Найдено чудотворное лекарство от рака. Спустя три года Нью-Йорк опустел и по улицам бродят дикие животные. Лекарство от рака оказалось вышедшим из под контроля вирусом.
Роберт Невилл — подполковник медицинской службы американской армии, живёт в пост-апокалиптическом Нью-Йорке, занимаясь патрулированием улиц города, собиранием припасов из пустых зданий, охотой на оленей, огородничеством и медицинскими экспериментами. Он, по всей видимости, единственный выживший человек в Нью-Йорке. Попытки найти других выживших с помощью радио — безуспешны. Он окружен зараженными нелюдями, которые ведут ночной образ жизни из-за болезненной чувствительности к солнечному свету — они гибнут при облучении ультрафиолетом. Его единственным партнером является овчарка по имени Сэм (Саманта). Он дисциплинирован, занимается спортом и считает, что он обязан выжить и найти лекарство от вируса, уничтожившего человечество. Однако жизнь его очень одинока. Для того, чтобы не сойти с ума, он, то ли в шутку, то ли уже всерьёз, разговаривает с манекенами в магазине и со своей собакой. Он также записывает себя на пленку, разъясняя свои эксперименты, которые сводятся к заражению пойманных нелюдей сывороткой, сделанной из своей крови, результаты которых всегда смертельны для нелюдей. Несмотря на это, он не отчаивается и обнаруживает, что его сыворотка все же оказывает положительный эффект на одну из лабораторных крыс.
На сьемочной площадке. Дом Нэвилля.
Однажды он натыкается на «улей» нелюдей, живущих во мраке, после того, как его собака забегает в бывший банк, гонясь за оленем. Вскоре после этого, Невилл решает проверить новую сыворотку на «зомби» и возвращается к обнаруженному «улью» для поимки зараженного. Однако, поймав нелюдя силком, он видит, что один из нелюдей в армейской куртке выходит из здания, злобно ревя, получая при этом сильнейшие солнечные ожоги, что Невилл рассматривает как свидетельство дальнейшего уменьшения умственных способностей зараженных. Однако, он оказывается неправ, потому что на следующий день он обнаруживает, что нелюди установили капкан для него, используя одного из его «друзей»-манекенов в качестве приманки: во время поездки по городу он замечает, что один из установленных им манекенов стоит не там, где он его оставил. Невилл пытает заговорить со своим «приятелем»-манекеном, и выяснить почему тот изменил свое местоположение, но, как и следовало ожидать, манекен ничего ему не ответил. Тогда Невилл начинает стрелять из автомата в манекена и по стеклам окружающих его зданий. Немного успокоившись, он подходит к манекену и не замечает ловушки, установленной вожаком группы нелюдей. В результате Невилл оказывается пойман, долго висит вниз головой, потеряв сознание. Через некоторое время учёный приходит в себя, ему удаётся спастись из петли, обрезав её ножом, но при падении нож вонзается ему в бедро и он становится обездвиженным. Спустя минуту после падения, Невилл видит в тёмной дыре здания облик мутанта, он старается изо всех сил добраться до автомобиля. Но грядёт закат, зомби натравливает на него своих собак и те (поскольку собаки также как и люди подвержены заболеванию), с последними лучами солнца, незамедлительно бросаются на ученого и его питомца. В ходе битвы Невилл убивает монстров, но его единственный друг — собака — заражается вирусом. Собака Невилла станoвится «зомби», но Роберт, в надежде спасти её, вводит ей сыворотку, ту самую, которая подействовала на крысу, но она не действует: сыворотка была введена слишком поздно. Сэм пытается напасть на него, что вынуждает Невилла задушить её, тем самым он лишает себя единственного друга. После этого Невилл, по всей видимости, решает свести счёты с жизнью. Вернувшись ночью на пристань, где он обычно ждал людей, в случае, если они живы и пришли туда, и, сделав там засаду, он, вопя «СДОХНИТЕ!!!», начинает давить тварей своей машиной. Однако нелюди оказываются хитрее, чем он думал, и под командованием их предводителя опрокидывают машину, и Невилл оказывается один на один со своим врагом. Однако, в последний момент, зомби бегут, спасаясь от света прожектора, и кто-то спасает Невилла, вытащив его из разбитой машины. Находясь в полубессознательном состоянии, Невилл объясняет спасшей его женщине, что она должна ездить на машине по городу до восхода солнца и только после этого привезти его домой, поскольку нелюди не должны знать, где он живёт.
Придя в себя, Невилл обнаруживает, что его спасла женщина по имени Анна, которая вместе со своим ребенком направлялась в колонию выживших. По всей видимости, Невилл сомневается, что она говорит правду, поэтому он кричит на неё и говорит, что «все мертвы, все кого мы знали — все мертвы!». Анна, однако, убеждает его, что он неправ, и что завтра они вместе могут поехать в колонию в Вермонте. Невилл все же сомневается в том, что она права, так как он говорит ей, что он должен остаться в городе и найти лекарство от болезни. Он показывает ей свою лабораторию, где он держит пойманную им заражённую женщину, которую он называет «оно», а не «она». В так называемой режиссёрской версии фильма с альтернативной концовкой доктор показывает Анне ловушку в которую попался. Также он отвозит Анну с ребенком в здание, куда он ходил ловить рыб. В результате сложившихся обстоятельств к нему приходит идея применить холод для использования сыворотки. Наступает ночь, и Невилл в ужасе обнаруживает, что Анна поспешила и привезла его домой ещё в темноте, и преследовавшая машину, группа зараженных все же нашла его дом, и что оборонительные сооружения, на которые он полагался, оказываются неэффективными. Спасаясь в лаборатории, Невилл обнаруживает, что зараженная пленница положительно реагирует на новую сыворотку. Дав Анне ампулу с сывороткой, Невилл дает ей возможность спрятаться в старой каминной трубе, подрывая себя гранатой вместе с окружившими его зомби.
Существует две версии концовки фильма: К своему удивлению, Невилл видит, что последний вариант вакцины действует — женщина вылечена. Он берёт у вылеченной женщины кровь и передаёт её Анне, затем помогает Анне и Итану спрятаться в старой каминной трубе, и бросается на прорвавшихся заражённых с гранатой, жертвуя собой ради Анны, Итана и остального человечества. Анна с Итаном добирается до Вермонта и обнаруживают обнесённую стеной колонию незаражённых людей, и она передаёт им лекарство. В своём монологе она утверждает, что лекарство Невилла позволит человечеству выжить, сделав его (Невилла) легендой[1]. Доктор видит бабочку на стекле и так как до этого он видел татуировку на плече зараженной, до него доходит смысл преследования его нелюдьми. Невилл открывает дверь и отдаёт предводителю зараженную пленную, которая, судя по всему, была «самкой» альфа-самца. Последние не трогают их, после чего Невилл, Анна и Итан покидают на машине заражённый город[2].
Создание фильма:
В середине 1990-х годов была начата подготовка к съёмкам этого фильма с Арнольдом Шварценеггером в главной роли и в постановке Ридли Скотта, однако студии не удалось согласовать бюджет и проект был заморожен. Съёмки фильма начались 23 сентября 2006 года. Начало проката фильма в США — 14 декабря 2007 года, в России — 7 февраля 2008 года. Продюсер Акива Голдсман решил перенести место действия фильма из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы ещё более усилить впечатление пустоты, так как, по его словам, «Нью-Йорк никогда не бывает пустым…» Съемка сцены эвакуации жителей Нью-Йорка у Бруклинского моста велась на протяжении 6 ночей в январе 2007 и обошлась в 5 млн долларов США. На тот момент — самая дорогая съемка за всю историю Нью-Йорка. Крики монстров в фильме озвучивал известный певец Майк Паттон (вокалист группы Faith No More), поскольку продюсерам хотелось привнести в их голос человеческие нотки, хотя и нестандартные.
Сравнение с книгой:
Роман «I Am Legend» написан Ричардом Мэтисоном в 1955 году. На русском языке роман выходил под названиями «Легенда», «Я — легенда» или «Последний», фамилию автора иногда пишут также как Мэтсон.
Фильм сильно отличается от оригинального романа Мэтисона. В творении писателя действие разворачивается на протяжении нескольких лет, и изменения внешности главного героя описываются несколько раз. И хотя он полнеет, меняется в возрасте, его лицо начинает украшать борода, а на его голове отрастают длинные волосы, тем не менее и в начале, и в конце книги он является голубоглазым блондином. В фильме же главного героя решено было сделать чернокожим. Также, в романе Нэвилл является простым жителем города (а не учёным), который вынужден изучать химию и анатомию для того, чтобы выяснить наиболее уязвимые места вампиров. Днём он занимается умерщвлением спящих зомби, выискивая их в домах, а ночью спасается в стенах своего дома. Вампиры в романе не являлись монстрами со сверхвозможностями, а наоборот, имели черты обычных людей. В фильме также не присутствует один из главных персонажей — Бен Кортман — сосед Невилла, который возглавлял шайку вампиров, досаждавших по ночам Роберту. Согласно оригиналу, вампиры изначально знали место жительства Невилла и каждую ночь призывали его выйти к ним.
Идея «Я — легенда» в фильме интерпретирована иначе. В романе живые вампиры объединились в некий совершенно новый социум, обнаружив средство, позволяющее им пребывать на свету. Они создали собственное общество, врагами которого были мёртвые вампиры и сам Роберт Нэвилл — ведь именно он днём расхаживал по городу и убивал их родственников, друзей и возлюбленных, пока те спали в ожидании ночи. Финальная сцена романа — казнь Роберта, который стал легендой как последний неинфицированный человек на Земле, представитель вымершей расы.
Предыдущими экранизациями романа были фильмы «Последний человек на Земле» (The Last Man on Earth, 1964) и «Человек Омега» (The Omega Man, 1971). Сюжетообразующая идея романа была использована в изменённом виде также в фильме Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» и его продолжениях. В отличие от книги и предыдущих экранизаций, тема вампиризма была сильно уменьшена. Так же в 2007 году выходит фильм «Я-воин» или «Я-Омега».
Критики в целом положительно восприняли фильм, отмечая хорошую актерскую работу Уила Смита и неплохой сценарий для фильма жанра — «боевик». Однако некоторые критики отметили, что потенциал фильма не был полностью раскрыт так как фильм получился неким компромиссом между фильмом ужасов — где «зомби» были не очень страшными (и даже никого кроме овчарки в фильме не терзают) и фантастическим фильмом предупреждением- где мораль истории так и осталась нераскрытой. В книге мораль истории состоит в конфликте между желанием главного героя уничтожить зараженных людей и отсутствием смысла в продолжении военных действий против них из за отсутствия других выживших кроме его самого. Главный герой поэтому воюет не столько с зараженными сколько с фактом поражения современной цивилизации и своим нежеланием согласится с бессмысленностью своего существования. В фильме же вариант где мутанты всё же оказываются существами, если не разумными, то хотя бы приличными, который дается «под занавес» очень не понравился публике и был заменен героическим самопожертвованием протагониста. Намеки на чей то злой умысел приведший к эпидемии также ни к чему не ведyт. Несколько непопавших в фильм эпизодов пытаются раскрыть эту тему, но по всей видимости несколько тормозят быстрый ритм фильма-боевика и поэтому доступны лишь на диске. Хотя такой оборот можно понять как желание создателей фильма заложить основу для сиквела-продолжения никаких планов создать новый фильм на эту тему пока что нет.
Награды и номинации: Награды
2008 — премия «Сатурн» лучшему актёру (Уилл Смит) 2008 — премия MTV Movie Awards за лучшую мужскую роль (Уилл Смит) 2008 — две премии Teen Choice Awards: лучший хоррор / триллер, лучший актёр в хорроре / триллере (Уилл Смит) Номинации 2008 — номинация на премию «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм 2008 — номинация на премию MTV Movie Awards за лучший фильм 2008 — номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучший ансамбль трюковых съемок 2008 — номинация на премию «Молодой актёр» лучшей актрисе не старше десяти лет (Уиллоу Смит)
Цитаты:
…Хорошо. Я расскажу тебе о планах Божьих. 6 миллиардов человек было на Земле, когда появился вирус. 90 % населения, то есть 5 с половиной миллиардов человек погибли, истекли кровью, умерли! У 1 % иммунитет, то есть 12 миллионов здоровых людей, таких, как ты, я и Итан. Остальные ужасно невезучие 500 миллионов превратились в кошмарных монстров. Они голодны, и они убивают всех, кто встает у них на пути. Поэтому всех, кого мы с тобой когда-либо знали, мертвы! Мертвы! Так что нет!Никакого Бога нет!..
Меня зовут Роберт Невилл…Я единственный выживший, оставшийся в Нью-Йорке…Я приезжаю в южный морской порт каждый день в полдень, когда солнце стоит в зените…Если есть выжившие,.. я могу дать вам еду,..предоставить убежище,..обеспечить безопасность… Если меня кто-нибудь слышит,.. кто-нибудь…отзовитесь…Вы не одиноки…
Интересные факты:
В начале 2008 года на сервисе YouTube появился альтернативный конец фильма. Та концовка, на которой настояли продюсеры и которую увидели зрители — коммерческая. Она была необходима, чтобы запустить фильм в прокат с рейтингом PG-13. Смысл альтернативной, более приближённой к оригинальной идее романа, концовки, состоит в том, что монстры оказываются разумными существами, способными испытывать чувства. В альтернативной концовке монстры перестают биться о бронированное стекло после криков Невилла. Он выходит к ним и вывозит с собой вылеченную женщину. Монстры забирают её с собой, а Невилл с Анной и Итеном уезжают из города на машине. За месяц до премьеры «I Am Legend» на DVD выходит низкобюджетный боевик «I Am Omega» («Я — Омега» или «Я — воин»), главную роль в котором исполнил Марк Дакаскос, — ещё одна трактовка романа Матесона. Несмотря на волну критики, по некоторым параметрам фильм превосходит отполированный Голливудом блокбастер со Смитом. При всей своей дешевизне создателям «I am Omega» в первой половине фильма удалось гораздо точнее передать атмосферу книги (пусть без философского подтекста) — одиночество человека, потерявшего семью, друзей, окруженного «живыми мертвецами». В фильме упоминается «Спамовская ветчина» (23 минута), давшая название одной из проблем современности. На протяжении всего фильма Уилл Смит поет песню Bob Marley — Three Little Birds: «Don’t worry, about a thing, because every little thing is going to be alright.» Её же он пел для своего персонажа в мультфильме «Подводная братва». Анне, которая его спасла, он напевает песню Bob Marley — «I shot the sheriff». В начале фильма можно увидеть постер фильма «Бэтмен против Супермена». Вероятно, авторы фильма переложили на них ответственность за будущее человечества. Итан, сын Анны (женщины, спасшей главного героя) смотрит мультфильм «Шрек» в доме Невилла. Доктор, видя это, начинает подражать интонациям героев мульфильма, пересказывая его слово в слово.