Большинство фотоматериалов представлено благодаря Евгению Гончаренко(он же KRANZ)
Первый представленный объект: Пункт захоронения радиоактивных отходов "Буряковка"
История создания ПЗРО «Буряковка»
В первые месяцы работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС возникла острая необходимость в локализации низко- и средне-активных твердых отходов. Из-за отсутствия конкретных исходных данных по качественной и количественной характеристике радиоактивных отходов хранилища-могильники были выполнены в виде модулей (траншей), которые могли быть повторены нужное число раз, в зависимости от количества отходов подлежащих захоронению. В течение первых месяцев (май – июнь 1986 года) после аварии на ЧАЭС были разработаны проекты земляных траншей для твердых радиоактивных отходов. Земляные траншеи предназначались для захоронения негорючих твердых отходов 1 и 2 (согласно СПОРО-85) групп загрязненности (грунт, строительные конструкции, отработавшие транспортные средства, приборы и т.п.). По первоначальному проекту емкость траншеи должна была составлять 10 – 15 тыс. м3, но позже проектные решения были откорректированы и рабочий объем траншей ПЗРО «Буряковка» было увеличено до 20-25 тыс. м3.
История ст."Янов": станция, расположенная на участке Чернигов — Овруч Юго-Западной железной дороги вблизи Припяти. Введена в строй в 1925 году. Посёлок и станция Янов дали начало городу Припять. До аварии на ЧАЭС станция относилась к Юго-Западной железной дороге. На станции выполнялась пассажирская и грузовая работа, примыкали подъездные пути ЧАЭС, складов ОРС, нефтебазы и других предприятий города Припять. Станция Янов входит в транспортный комплекс госпредприятия «Чернобыльсервис». На станции один главный, три приёмо-отправочных пути и несколько путей для накопления подвижного состава. Имеются устройства для выполнения грузовых операций, примыкания подъездных путей ЧАЭС и ХОЯТ. В межпутье западной горловины станции сохранились устройства водоснабжения паровозов (паровозная колонка). В период реконструкции железнодорожного участка Чернигов — Янов для обеспечения обслуживания персонала ЧАЭС и подрядных организаций в 1986—1987 годах станция Янов и участок от Янова до Славутича были электрифицированы. На данный момент контактная сеть не используется и частично демонтирована на самой станции и на перегоне Янов — Семиходы. В настоящее время один из путей, проходящих через станцию реконструирован и используется для обеспечения строительных работ по сооружению объекта «Укрытие-2» - нового саркофага для ЧАЭС.
Первая очередь порта на реке Припять. Эта, самая первая часть грузового порта была задумана как начальная стадия по осуществлению плана постройки большого порта для нужд города и последующих очередей ЧАЭС. Из-за аварии планам по расширению порта было не суждено сбыться.
Воспоминания Евгения Самойлова
Впереди слева, над кустами в маленькое оконце БРДМ вижу высокие стрелы портовых кранов – это цель нашего путешествия. Это мой первый объект в зоне. Наша колонна из 4 БРДМ, одной пожарной лестницы и двух обычных пожарных машин останавливается на песчаной площадке перед кранами.Строю людей. Старший от оперативного штаба майор Пащук объясняет задачу: необходимо эту местность и оборудование подготовить для приема грузов по реке для строительства Саркофага над разрушенным блоком. На площадке стоит огромный, желтый, гусеничный бульдозер "KOMATSU" В его тени пристроилась "Беларусь", как крошечная дюймовочка рядом с исполином! А за ними в утренних лучах расстилается водная ширь с современным городом на далеком другом берегу… Слева вблизи плавучий кран…
Знаете, мне сейчас очень трудно выразить словами в едином, стройном ключе то, что я там чувствовал, о чем думал, и как действовал. Ведь прошло уже 20 лет, но каждая проведенная секунда там, каждое мое слово, обдуманное или не обдуманное до сих пор так или иначе определяют, странным образом мою жизнь! И это не красное словцо – это тот опыт, который, как подарок иногда преподносит человеку жизнь…
Просматриваю фотографии, все на тех же местах, и в тех положениях в каких я их последний раз видел 20 лет назад, в мае 86. Даже к ковшу крана так же узлами привязан трос…Странные и смешанные чувства теснятся в моей душе Например, этот ничем неприметный ковш, такие наверное есть в каждом морском или речном порту, но сколько воспоминаний и эмоций у меня он вызывает.
Ковш
Воспоминание 1
Для меня было странным, зачем к ковшу был примотан этот трос с такелажным крюком на конце? Загадка разрешилась просто – это вчера, Сережка Смыкалов, командир 2 взвода нашей роты начал строить стенку из фундаментных блоков, вокруг пирса и примыкающей площадки, куда только могла дотянуться стрела портового крана. Ему удалось обозначить только первый ряд этого жалкого подобия Великой Китайской Стены! Это благородное начинание сегодня я должен продолжить, чтобы устранить боковую засветку площадки, ведь окружающие кусты светятся от 2 до 5 Р/ч! Фон на площадке составлял 0,5 -1 р/ч, причем, верхний слой почвы уже удалил "японец" в каждую сторону на 30 метров от бетона пирса, а людям все равно находится здесь опасно. 5-6 часов работы это 5-6 свежих рентген, 5 дней и прощай докер, шлите нового!
Воспоминание 2 (интимное)
Через пару дней, к пристани причалила первая баржа с сухозамешаным бетоном – это такая смесь цемента, щебня и песка, которую засыпают в бетономешалку, добавляют воды (помните рекламу "Юпи"-"Просто добавь воды!"), покрутили и бетон готов! Но, кто-то в штабе решил, что бетономешалка в этом процессе – роскошь, и будет достаточно, разровняв на земле эту смесь бульдозером, просто залить ее водой! Мечты теоретиков строительства уже рисовали, что-то подобное монолиту Днепрогеса, до самого развала, но вмешалась природа и радиация! Крановщик в будке портового крана очень торопился разгрузить эту баржу! Да и как тут не торопиться, если тебе в задницу светит 3 Р/ч! Поэтому захватив этим ковшом в барже порцию смеси он разворачивался и просто ее бросал с 10 -15 метровой высоты куда попало. Достаточно сильный, речной ветер тут же выдувал из этого бетона цементную пыль и песок на землю падал уже практически чистый щебень. А все вокруг стало серым, как на цементном заводе, в том числе и я во всех своих самых интимных местах! Даже в самом интимном и защищаемом – под респиратором Р-3, а это ведь была моя единственная защита от радиации. Вот так же рушится вера в людей, которые обещают тебе защиту и покровительство, но зато в щебенке теперь отлично растут елки! Припятский грузовой порт Смотрю на следующее фото: Портовый кран. На один из них в первый день я взобрался и наблюдал, как над разрушенным блоком работают вертолеты. Как они разворачиваются над заливом и летят прямо на развал реактора, сбрасывают свой груз в кучу всякого мусора (простите за сравнение, но это действительно выглядело, как куча строительного мусора) над жерлом реактора и разворачиваясь влево уходят за трубой второй очереди в сторону Чернобыля за следующей порцией.
Или лестница на следующем фото. По ней пришлось стаскивать упавшего в обморок наверху бойца. Я послал его дезактивировать кабину машиниста крана, и поскольку была опасность, что на поверхностях были "горячие" частицы (это впрочем, полностью подтвердилось), то я приказал ему выполнить эту операцию в ОЗК и в противогазе. Час работы в таких условиях на 30 метровой высоте отобрали все силы у взрослого мужчины, и на обратном пути он потерял сознание на круговой площадке.
Хорошо, что это случилось не на этой узкой лестнице, по которой мне и еще 2 бойцам пришлось осторожно спускать его вниз. Из каждого сапога парня мы вылили литра по 2 пота. Но, на войне, как на войне. Благодаря его подвигу и мужеству (это не ирония!) в кабине фон упал с 8 до 2-3 Р/ч! И теперь машинист мог работать вдвое дольше.
Угнетающее впечатления сейчас производят на меня свисающие с крана тросы и кабели ведь это свидетельства человеческой подлости, это следы мародеров. Пустая бобина для кабеля питания крана на его опоре тоже немо свидетельствует против охотников за металлом! А ведь кто-то пострадал и еще пострадает, если этот металл попал на переплавку! Нам пришлось многократно отмывать бетон пирса от странного пятна радиации. Буквально несколько сантиметров в диаметре упрямо светились, несмотря на все попытки и ухищрения смыть эту грязь в реку. Все наши попытки были безрезультатными, пока не подняли голову вверх. Прямо над нами находилась бухта с толстыми, промасленными тросами. Простая лопата над зондом уменьшила показания втрое. Высланный разведчик, когда подобрался к этому месту на кране крикнул, что бухта светит 10 Р/ч! Вымыть эту дрянь из смеси солидола и грязи было невозможно. Так и оставили, некогда было с этим возиться. А теперь может быть кто - то ездит на машине, в металле которой затаились частицы облученного топлива прямо из чернобыльского реактора. За жадность одних, другие расплачиваются самым дорогим, что у них есть - своим здоровьем!
Грустно смотреть на то, как время берет свое, на этот полузатопленный плавучий кран, на сгнившие мостки вокруг пирса, на этот ржавый щиток, который включал электричество на кранах, по временной схеме. Постоянную еще даже не успели построить, на въезде к пирсу еще стоят столбы ЛЭП по которым должны были подавать электричество на все краны и на осветительную вышку с штырем громоотвода. Машинист крана рассказал мне тогда, что это только первая очередь большого грузового порта, который и строил этот плавучий кран. Грузовой порт должен был обеспечивать строительство 3 очереди (5 и 6 энергоблоков) ЧАЭС и дальнейшее строительство города атомщиков. На противоположном берегу залива земснаряды уже намыли площадку под новый микрорайон. Мы стояли с ним как раз возле этого щитка. Он курил и рассказывал о запланированном, а я слушал и думал о том, что это не сбудется уже никогда, ни порт, ни новые очереди, ни новый микрорайон. Затем он выбрасывал бычок в воду, поворачивал рычаг на щитке, натягивал тряпку респиратора и опять лез в свою радиоактивную кабину снимать с машин бетонные блоки для стенки или сыпать цементную смесь на землю… Здесь же, стоя именно на этих досках, я перечитывал письмо жены, в котором она мне сообщала, что ждет ребенка! А на том бетонном быке, который выступает в фарватер, мой водитель Серега с азартом ловил рыбу. Мне строго-настрого приказали беречь водителей, поэтому я их не привлекал к работам по дезактивации, заставляя их сидеть в БРДМах. Но как высидеть в стальной коробке, которая раскаляется на солнце, когда рядом такая река? Поэтому, когда Серега, молодой парень, который только осенью 85 вернулся из армии, отбарабанив водителем БРДМ 2 года в полковой разведке в Афганистане, попросился порыбачить, я не возражал, тем более, что это было самое чистое место во всей округе -15 мР/час. Забавно было видеть, как, вытащив очередную рыбу, он тщательно проводит со всех сторон зондом ДП5, который он поставил рядом с собой. Как качает головой и выбрасывает ее обратно в реку!
Все мы по прошествии лет становимся похожи на этот кран: пускай наполовину наши ноги в воде обыденности, пускай наши бока время покрасило в ржавые цвета немощи, мы все равно стараемся держать голову прямо и гордо и будем держаться так пока не порвутся тросы, связывающие нас с жизнью…
Заново перечитал эти записи, неважно получается, нет сюжета, зато много пафоса и соплей! А ведь планировал совсем иначе! Месяц назад Евгений Гончаренко (KRANZ) сообщил мне, что он собирается во время поездки в Припять попытаться пройти по берегу до грузового порта и далее. Я "по стариковски" предостерег его от этого маршрута, ведь самое грязное место, которое я видел в Зоне, находилось прямо на песчаном берегу, между вот этим краном и пирсом. Оно выглядело, как обычный речной мусор, когда после весеннего многоводья река потихоньку отступает, оставляя за собой узкие полоски дресвы, листочков, хвои. Это была такая полоска, на вид невинный мусор испачканный сажей, правда сажа была из разрушенного реактора и светила она 115 Р/ч! Видимо во время аварии и пожара его сажа, пропитанная изотопами, упала на поверхность воды, а ветер и течение реки подогнали ее именно в это место.
С чего собственно начинается строительство объекта?С выбора площадки и всех необходимых работ -отсюда подробней: Выбор площадки для строительства ЧАЭС
Выбор площадки - ШАГ ПЕРВЫЙ
29.06.66 Постановлением Совета Министров СССР утвержден план ввода атомных станций в 1966-1977 гг. В соответствии с указанным постановлением в 1966-1977 гг. было запланировано ввести в действие энергетические мощности в размере 11,9 млн. кВт, в том числе с реакторами РБМК - 8 млн. кВт. Одна из атомных электростанций должна была компенсировать дефицит электроэнергии в Центральном энергетическом районе - самом крупном в Объединенной энергетической системе (ОЭС) Юга. Ввод в действие 1 энергоблока планировался в 1974 г., 2 энергоблока - в 1975 г.
С целью выбора пригодной и наиболее подходящей площадки для размещения атомной электростанции в 1965-1966 гг. Киевским отделением проектного института "Теплоэлектропроект" было проведено обследование 16 пунктов в Киевской, Винницкой и Житомирской областях.
Площадка была выбрана в 4 км от села Копачи Чернобыльского района, на правом берегу реки Припять в 12 км от г.Чернобыля. Она была расположена на малопродуктивных землях и отвечала требованиям водообеспечения, транспорта и санитарно-защитной зоны. Эта площадка была рекомендована Государственной комиссией и согласована с Киевским обкомом КПУ, Киевским облисполкомом, Министерством энергетики и электрификации УССР и другими заинтересованными организациями. 18.01.67 Коллегией Госплана УССР рекомендовано место размещения АЭС около с. Копачи Киевской области. Будущей станции дано название Чернобыльская
02.02.67 Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР утверждены рекомендации Госплана УССР о размещении АЭС около села Копачи Киевской области.
ШАГ ВТОРОЙ - ВЫБОР ТИПА РЕАКТОРА
Разработка проектного задания на строительство Чернобыльской АЭС мощностью 2000 МВт была поручена Уральскому отделению института "Теплоэлектропроект". Проектное задание, утвержденное Минэнерго СССР 29.09.67г., было разработано в трех вариантах: - с применением реактора РБМК(реактор большой мощности канальный)-1000; - с применением газографитового реактора РК-1000; - с применением реактора ВВЭР-1000. Согласно проектному заданию технико-экономические показатели первого варианта были наиболее низкими, но состояние разработок и возможность поставок оборудования - наиболее благоприятными.
Применение реакторов РБМК-1000 было определено совместным Минэнерго СССР и Минсредмаша СССР от 19.06.69 г. и утверждено Советом Министров СССР 14.12.70 г. В соответствии с приказом Минэнерго СССР от 30.03.70 г. дальнейшее проектирование Чернобыльской АЭС было поручено институту "Гидропроект". Разработку проекта реакторного отделения первой очереди ЧАЭС, включая рабочее проектирование, выполнил институт ВНИПИЭТ Минсредмаша СССР в качестве субподрядчика. В качестве базового для Чернобыльской АЭС был принят энергоблок с реактором РБМК-1000 электрической мощностью 1000 Мвт - гетерогенный канальный реактор на тепловых нейтронах, в котором в качестве замедлителя используется графит, а в качестве теплоносителя - вода.
Чернобыльская АЭС была третьей станцией с реакторами типа РБМК-1000 после Ленинградской и Курской АЭС, пущенных в 1973 и 1976 гг.
Принципиальной особенностью конструкции канальных реакторов являлось отсутствие специального прочного корпуса, свойственного реакторам типа ВВЭР, строящимся в СССР и широко применяемым в других странах. Серийное изготовление уникальных высокопрочных корпусов больших размеров сдерживалось в те годы отсутствием необходимых производственных мощностей. В этих условиях строительство канальных реакторов позволяло обеспечить быстрое развитие атомной энергетики, поскольку для их сооружения не требовались реакторные корпуса. Такие энергоустановки, кроме того, давали возможность достижения большой мощности одного блока - 1000, а затем и 1500 Мвт. Последнее обстоятельство является важным, так как максимальная мощность реакторов типа ВВЭР определялась, в первую очередь, именно размерами корпуса. Подготовленные к реализации на тот период проекты реакторов ВВЭР были ограничены мощностями энергоблоков 440 Мвт, и только к 1980 г. единичная мощность таких энергоблоков доведена до 1000 Мвт. Кроме того, на реакторах РБМК можно осуществлять перегрузку ядерного топлива ('на ходу'), что позволяет повысить коэффициент использования его мощности. Активная зона реактора РБМК-1000 представляет собой цилиндрическую графитовую кладку диаметром 11,8 м и высотой 7 м, которую пронизывает 1661 вертикальный канал диаметром 80 мм из циркониевого сплава. Внутри каналов располагаются органы управления реактором и тепловыделяющие сборки (ТВС), содержащие 18 стержневых тепловыделяющих элементов (твэлов) из двуокиси урана в оболочке из циркониевого сплава. Поступающая снизу в реактор вода проходит по каналам с ТВС и нагревается до кипения. Образовавшийся пар после сепарации поступает непосредственно на турбину, а затем в конденсатор, после чего с помощью насосов конденсат возвращается в реактор. Такая схема называется одноконтурной и является типичной для реакторов с кипящим теплоносителем. Особенностью канальных реакторов является то, что подвод воды и отвод пароводяной смеси осуществляется для каждого канала индивидуально. В реакторе РБМК-1000 эти каналы сгруппированы в два независимых друг от друга контура, каждый из которых охватывает половину реактора.
ЭТАПЫ СООРУЖЕНИЯ ЧАЭС
Научным руководителем проекта РБМК-1000 был назначен Институт атомной энергии им. Курчатова (ИАЭ), а главным конструктором - Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ) Минсредмаша СССР.
28 мая 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об утверждении сметно-финансового расчета на строительство первоочередных объектов Чернобыльской ГРЭС. 17 декабря 1969 г. - Приказ Министра энергетики и электрификации СССР об организации 1 января 1970 г. дирекции Чернобыльской ГРЭС. В мае 1970 г. приступили к подготовке (разметке)котлована под 1-й энергоблок. В июле 1971 г. закончено строительство ЛЭП 110 кВт п/с Чернобыльская. 7 декабря 1971 г. была создана постоянно действующая комиссия по принятию объектов Чернобыльской АЭС. С самого начала строительства низкие темпы ставили под угрозу срыва сроки пуска 1-го энергоблока в 1975 г. 14 апреля 1972 г. вышло Постановление ЦК КП Украины и Совета Министров УССР "О ходе строительства Чернобыльской атомной электростанции". В постановлении отмечено, что управление строительства "Кременчуггэсстрой" Министерства энергетики и электрификации СССР медленно разворачивает строительство Чернобыльской атомной электростанции. План работ не выполняется. Строительно-монтажные работы выполняются на низком инженерном уровне, допускаются большие потери рабочего времени строителей, недостаточно используется строительная техника. Дирекция атомной электростанции несвоевременно и некомплектно выдает на строительство необходимую проектно-сметную документацию. Длительное время не решается вопрос о резервном источнике электроснабжения строительства. 15 августа 1972 г. в основание главного корпуса был заложен первый кубометр бетона. 30 января 1973 г. Принято решение Минэнерго СССР "О вводе в действие 1 энергоблока ЧАЭС в 1975 г." 30 апреля 1975 г. первый секретарь ЦК КПУ В.В. Щербицкий обратился к Председателю Совета Министров СССР А.М. Косыгину с просьбой решить вопрос об обеспечении строящейся ЧАЭС оборудованием. Персонал ЧАЭС в эти тяжелые дни прикладывал максимум усилий для обеспечения правительственных сроков. 16 мая 1975 года приказом директора ЧАЭС создана комиссия по подготовке и проведению пуска 1-го энергоблока ЧАЭС. Строители, монтажники и эксплуатационный персонал самоотверженным трудом обеспечивали пуск 1-го энергоблока. Была организована круглосуточная работа по критическим позициям графика пуска блока. С начала октября 1975 г. на склад свежего топлива стали поступать первые топливные сборки (ТВС). 15 мая 1976 г. в связи с требованием технического проекта и СЭС установлен регулярный дозиметрический контроль в районах зоны прилегания к АЭС. В октябре 1976 г. приступили к заполнению пруда-охладителя. В начале мая 1977 г. коллектив монтажников, строителей, наладчиков и эксплуатационный персонал ЧАЭС приступили к пуско-наладочным работам на 1-м энергоблоке. С 8 июня 1977 г., в связи с началом работ по сборке топлива была организованна зона строгого режима (ЗСР) 1 августа 1977 г. была загружена первая ТВС. 14 августа была завершена полномасштабная загрузка топлива. Впервые загрузка топлива и основные эксперименты по программе физпуска были осуществлены на 25 суток ранее предполагаемого срока. 18 сентября 1977 г. начался подъем мощности реактора. 26 сентября включен в сеть турбогенератор №2. 2 ноября включен в сеть турбогенератор №1. 14 декабря 1977 г. Подписан акт приемки 1-го энергоблока ЧАЭС в эксплуатацию. 24 мая 1978 г. 1 энергоблок был выведен на мощность 1000 МВт, которая была освоена на 2 месяца ранее запланированного срока. 16 ноября 1978 г. начался физический пуск 2-го энергоблока. 19 декабря 1978 г. начался подъем мощности реактора 2-го энергоблока. 21 декабря 1978 г. включен в сеть турбогенератор №3. 10 января 1979 г. дал промышленный ток турбогенератор №4. Энергоблок 2 ЧАЭС введен в строй действующих. 22 апреля 1979 г. Чернобыльская АЭС выработала первые десять миллиардов кВт.ч. 28 мая 1979 г. энергоблок №2 выведен на проектную мощность 1000 МВт, которая была освоена за 5 месяцев. 5 октября 1979 г. I очередь Чернобыльской АЭС выведена на номинальную мощность 2 млн. кВт. На освоение 1-го энергоблока ЧАЭС ушло 8 месяцев, на освоение 2-го - 5 месяцев. 21 октября 1980 г. поставлена под напряжение ЛЭП - 750 кВт. 3 декабря 1981 г. осуществлен энергопуск 3-го энергоблока. 8 марта 1982 г. на ЧАЭС выработано 50 млрд. кВт. 9 июня 1982 г. на 3-м энергоблоке на 3 месяца раньше намеченного срока освоена проектная мощность 1000 МВт. 25 ноября 1983 г. на реакторе 4-го энергоблока загружена 1-я ТВС. 21 декабря 1983 г. турбогенератор № 7 включен в сеть. 30 декабря 1983 г. включен в сеть турбогенератор № 8. 28 марта 1984 года. 4-й энергоблок выведен на проектную мощность 1000 МВт досрочно, на 3 месяца и 5 дней ранее намеченного срока. 21 августа 1984 г. на Чернобыльской АЭС выработано 100 миллиардов кВт.ч электроэнергии.
Фотоматериал строительства
ТРАГЕДИЯ - ПОЧЕМУ И КАК
ПРЕДПОСЫЛКИ К ТРАГЕДИИ
Авария на энергоблоке № 4 Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года в 01 ч. 23 мин. 40 с. (время московское) в ходе проведения проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности. Данная система безопасности предусматривала использование механической энергии вращения останавливающихся турбогенераторов (так называемого выбега) для выработки электроэнергии в условиях наложения двух аварийных ситуаций. Одна из них - полная потеря электроснабжения АЭС, в том числе главных циркуляционных насосов (ГЦН) и насосов системы аварийного охлаждения реактора (САОР); другая - максимальная проектная авария (МПА), в качестве которой в проекте рассматривается разрыв трубопровода большого диаметра циркуляционного контура реактора. Проектом предусматривалось, что при отключении внешнего электропитания электроэнергия, вырабатываемая турбогенераторами за счет выбега, подается для запусков насосов, входящих в САОР, что обеспечило бы гарантированное охлаждение реактора. Предложение об использовании выбега ТГ исходило в 1976 году от главного конструктора реактора РБМК. Эта концепция была признана и включена в проекты строительства АЭС с реакторами такого типа. Однако энергоблок № 4 ЧАЭС, как и другие энергоблоки с РБМК, был принят в эксплуатацию без опробования этого режима, хотя такие испытания должны быть составной частью предэксплуатационных испытаний основных проектных режимов энергоблока. Кроме Чернобыльской, ни на одной АЭС с реакторами РБМК – 1000 после ввода их в эксплуатацию, проектные испытания по использованию выбега ТГ не проводились. Такие испытания были проведены на энергоблоке № 3 Чернобыльской АЭС в 1982 г. Они показали, что требования по характеристикам электрического тока, вырабатываемого за счет выбега ТГ, в течение заданного времени не выдерживались и необходима доработка системы регулирования возбуждения ТГ. Программами испытаний 1982-1984 гг. предусматривалось подключение к выбегающему ТГ по одному ГЦН каждой из двух петель циркуляции реактора, а программами 1985 г. и апреля 1986 г. - по два ГЦН. При этом моделирование аварийной ситуации предусматривалось при отключенной ручными задвижками САОР. Испытание на 4-м энергоблоке было намечено провести днем 25 апреля 1986г. при тепловой мощности реактора 700 МВт, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Следует отметить, что программа испытаний соответствовала действовавшим на тот момент требованиям . Таким образом, испытания должны были проводиться в режиме пониженной мощности, для которого характерны повышенный, относительно номинального, расход теплоносителя через реактор, незначительный недогрев теплоносителей до температуры кипения на входе в активную зону и минимальное паросодержание. Эти факторы оказали прямое влияние на масштаб аварии.
Добавлено (04.06.2012,
Сообщение отредактировал Aleksandr - Понедельник, 04.06.2012, 15:19