Как вы наверно заметили, в папке с игрой содержатся несколько файлов типа gamedata.dbN , где N – это число или буква. Это игровые архивы, в которые запакованы все файлы конфигураций, видеоролики, музыка, звуки, скрипты и прочее. Можно их править HEX-editor’ом, но лучше скачать специальную утилитку STALKER_Data_Unpacker и распаковать в отдельную папку(с именем gamedata, позже поймёте почему) их содержимое. Вот после этого можно начать разгребать весь тот мусор, который вы извлекли. 
 Структура файлов и папок: 
 Рассмотрим, что-же содержится в папке gamedata: 
 Папка ai – в ней содержатся файлы типа *.efd, через которые очевидно управляется искусственный интеллект тех же npc например. 
 Папка anims – здесь и так всё понятно, игровая анимация, а также эффекты камеры. 
 Папка config содержит в себе многие игровые параметры, к ней мы ещё вернёмся. 
 Папка levels – это игровые уровни, ака локации, на которые поделена игра (как карты в CS) 
 Папка meshes – игровые модели, в формате .ogf 
 Папка scripts – скрипты 
 Папка shaders – шейдеры, для двух рендеров(DX8 и 9) 
 Папка sounds – звуки и музыка, кот. используются в игре. Формат .ogg* 
 Папка spawns – отвечает за самую ужасную вещь в игре – респаун противников и др. людей, животных. 
 Папка textures – в ней содержаться текстуры домов, оружия, монстров и др. Формат - .dds(DirectDraw Surface Image) 
 Файлы: 
 game.graph, gamemtl.xr, lanims.xr, particles.xr, resource.h, senvironment.xr, shaders.xr, shaders_xrlc.xr, stalkergame.inf. 
 В звуках, кстати, можно найти много интересного, например: в папке sounds\car содержатся звуки машин(которых в игре нет), а sounds\music\harmonica_1.ogg – файл губной гармошки. Ах да, чуть не забыл, самый главный лол, это файл sounds\car\trabantnoise.ogg 
 Введение в моддинг: 
 Именно с папкой config придётся работать для редактирования многих параметров игры. 
 Но начнём сначала: 
 Перед тем, как начать редактирование файлов игры, нужно в каталог Сталкера поместить ту самую папку gamedata, в которую были извлечены игровые файлы. 
 *Все файлы нам не понадобятся, поэтому можно оставить только папки config, scripts(а конкретно файл se_respawn.script), textures, sounds, а всё остальное удалить(а можно и не удалять) 
 Также хочу заметить, что если распаковать все архивы .dbN в папку с игрой, то это может дать несколько дополнительных FPS. 
 Текстуры: 
 В папке textures лежат файлы формата .dds, которые можно открыть программой Nero PhotoSnap Viewer(входит в состав NERO7) например или windows texture viewer (63кб), и там же отредактировать по вкусу. Так, например, существует мод, уменьшающий размер PDA Меченого. Текстура PDA находится по адресу textures\ui\ui_pda.dds. 
 Скрипты: 
 se_respawn.script – файл, отвечающий за респаун. Время респауна можно уменьшить, путём небольших изменений в этом файле. Он открывается обычным блокнотом(notepad). Ищем в нём строку 
 idle_time:setHMSms( 0, 0, 0, math.random(self.idle_spawn_min, self.idle_spawn_max)*1000) 
 и меняем её на 
 idle_time:setHMSms( math.random(X, Y), 0, 0, math.random(self.idle_spawn_min, self.idle_spawn_max)*1000) 
 где X и Y - числа, задают диапазон случайной переменной в часах отвечающей за респаун. 
 Звуки и музыка: 
 Любой файл в папке sounds можно заменить на другой, но при этом нужно сохранить все параметры звукового файла, который был использован в игре. Например, чтобы заменить музыку в приёмнике у Сидоровича, нужно файл sounds\scripts\magnitofon\magnitofon_2.ogg, заменить на любой другой.(У оригинального файла винамп мне выдал свойства: 
 Average bitrate : 60 kbps 
 Nominal bitrate : 80 kbps 
 Channels : 1 
 Sampling rate: 44100 Hz.