Так как у меня появилось много мыслей на счет мода и моддинга вцелом, то выкладываю в блог, а не в "оценки мода". Приятного прочтения.
Предисловие.
Я буду оценивать данный мод очень серьезно, обращать внимание на каждые мелочи, давать конструктивную критику и соответствующие логические выводы. И сейчас объясню почему. Авторы и поклонники заикнулись о том, что данная модификация станет не только лучшим модом этого года, но и предыдущих тоже. Так же для меня вся серия – сборник противоречий и негативных эмоций, так как во все прошлые части я играл не больше часа – они быстро наскучивали и предоставляли никакого игрового экспириенса.
Начнем, естественно с того, что первое бросается в глаза и в уши – озвучка. Друзья, это детский сад – такой отвратительной и резкой на слух озвучки я никогда не слушал. Напоминает пиратские переводы боевиков 90-х. Актеры вообще не стараются, говорят с неправильной интонацией или вообще без нее, с ошибками, постоянно запинаясь – я понимаю, что это всего лишь мод и разработчики тоже люди, но можно было бы качественней, записать хотя бы пару дублей и послушать себя и других, прежде чем вставлять в модификацию. Есть всего пару актеров и диалогов, которые достойные, остальные, откровенно говоря – чистый шлак.
Графика – тоже весьма спорная и противоречивая. Играл на «лете» и статике. Меня потрясла монотонность от которой в прямом смысле заболели глаза – зеленые деревья, зеленая трава, зеленые кусты, зеленые НПС, зеленые аномалии – все перемешивается и бьет в глаза. Причем все крайне яркое и неестественное, но это терпимо.
Вот от сюда и вытекает следующий минус, на самом деле будет часто вытекать одно из другого и втекать в третье, так что не обращайте внимание на повторения. Так вот, я про визуалы НПС, собственно говоря. Они хороши, но не подходят вселенной Сталкера. Во-первых, все становятся на одно лицо, будь то Свободный, Долговец, Одиночка или Бандит – темно-зеленый защитный костюм, разгрузка, наколенники, наушники и прочие мелочи – где научные костюмы, экзоскелеты, плащи, трехполосные спортивки? Их нет!
А вот и следующее вытекание – НПС вас видят везде и всегда – стреляют сквозь листву, кусты и траву – от этого перестрелки становятся заметнее сложнее, но это не очень серьезный минус.
Передвигаемся на базу сталкеров и после пары диалогов возникают логические вопросы – почему столь могущественная группировка, которая, дословно: «Сидит на золотой, то есть платиновой, скважине…», не имеет должной охраны, защитных сооружений? – где заграждения, ловушки, минные поля? Почему они заботятся так о своей безопасности и тратят огромные деньги на всевозможные датчики и сканеры, чтобы контролировать всю территорию Топи, но банально обустроить свою базу они не могут? Почему мутанты с легкостью пробивают защиту и прорываются в центр базы, убивая, пару-тройку сталкеров, которые, к слову, «о чудо!» к следующему вашему возвращению снова появятся – такого не бывает, спешу вас огорчить. И это очень сильно мешает –доходит до того, что пока вы читаете/слушаете длительный диалог мутанты с легкостью справляются с очередным охранным постом и врывается к вам – приходится в спешке пролистывать диалог до конца и вступать в схватку – что часто закачивается неудачно и вам приходится загружаться неизвестно с какого сейва, либо, при положительном раскладе читать диалог в ЗП-шной кривой «Истории сообщений».
К слову о мутантах и А-лайфе – он тоже никудышный. Мутанты плодятся почкованием – вы, пробежав через определенную область и уничтожив группу мутантов, на обратном пути, через пару-тройку часов, снова встретите их в полном здравии. Да, вам не составит труда их снова уничтожить, но такого не бывает, простите.
Следующий и крайне презрительный минус – это своего рода «байты» (заманивание) на диалог. Сейчас расскажу о чем я. Идете вы, значит, по лесочку, птички поют, мошкара достает, прорываетесь сквозь кусты и тут ррраз и на вас наставлены три ствола, но не стреляют, а предлагают жестами подойти поближе, чтобы пообщаться. После диалога на повышенных тонах завязывается перестрелка, из которой, в 9 случаях из 10 на сложности мастер вас «дружелюбно» нашпигуют свинцом, пока вы сверкаете пятками в поисках укрытия. И ладно, если бы это были сторонние встречи, которые никак не влияют на основной сюжет и его прохождение, но ведь нет! Вам обязательно не только уничтожить данных личностей, но и пообщаться с ними, так как в противном случае НПС с которым ведется диалог будет бессмертен!
Надоедает и беготня, бесконечная беготня с одной точки на другую, с одного края локации на другую, нередко с заполненным инвентарем, а наш ГГ не из выносливых – зарядку не делал, кашу не ел, «физру» прогуливал – его хватает, как упитанную одиннадцатиклассницу, на пару десятков шагов – дальше либо энергетик, либо «Геркулес». Такой образ жизни будете вести пока не найдете определенные артефакты и не прокачаете комбинезон до двух контейнеров, но это произойдет в лучшем случае на половине модификации.
Что же по плюсам, их есть у меня, точнее у мода:
Это, безусловно физика стрельбы – стрелять приятно, оружие чувствуется.
Атмосфера – не совсем та, Сталкерская, но, как говорится, с пивом покатит!
Около десятка интересных заданий со всякими плюшками и интерфейсами.
Экономика – достойна уважения. Зарабатывать не трудно, но и не легко. Вы будете продираться к терниям через звезды!
Диалоги – сами по себе неплохи, но все портит озвучка, которую приходится слушать.
Новые аномалии и артефакты – здорово, почти не к чему придраться, но хотелось.
На этом, похоже все. Вы скажете, но ведь плюсов больше, чем минусов. А я вам отвечу – да, но минусы серьезные и их слишком много для работы подобного уровня. Именно поэтому я нелестно высказываюсь и буду высказываться на счет данного проекта. Да, я прошел его до конца, да я получил определенное удовольствие, но меня уверяли, что это будет что-то невероятное, срывающее голову, но этого не произошло. Именно поэтому не стоит верить всему и возлагать на подобные проекты большие надежды.
Моя оценка моду – 4 с большущим минусом из 5 (три не поднимется рука) по пятибалльной системе или 7 из 10 по десятибалльной, соответственно. Вывод: мод не будет лучшем в году, не будет легендой, но принести положительные эмоции и определенный экспириенс способен.
Послесловие.
Друзья, поклонники СВ, авторы, я не хотел просто облить данную работу фекалиями, быть не таким, как все, пойте против системы, я хотел обратить ваше внимание на то, что не стоит сразу браться за все и сразу и пытаться все сделать на высочайшем уровне – такое не под силу большинству людей на нашей бренной планете, потому что нельзя уследить за всем и в полной мере. Так же не стоит поверхностно оценивать все модификации и прощать любые минусы и просчеты, даже такой известной и достойной (я не согласен, но пускай) команде, как «Смерти вопреки», так как моддинг на Сталкер уже давно вырос из коротких штанишек и представляет собой некую культуру, способ высказывания, способ выражения мыслей и создания чего-то своего, уникального, непохожего на прочее. Надеюсь, вы прислушаетесь к моим и другим словам, люди будут более серьезно подходить к оценке модов, докапываться до мелочей, критично мыслить, чтобы объективно оценить ту или иную модификацию, ведь это подстегивает к реализации еще более качественных проектов. Ну а авторы сделают выводы и сделают свой легендарный мод, который встанет на полку вместе с такими неоговорочными «Глыбами» сталкерского моддинга, как «Фотограф», «ОГСЕ», «Путь во мгле», «Долина шорохов» и пр. Данный проект был, так сказать, черновой работой перед основным проектом. Удачи и приятной игры в наш любимый Сталкер!;)
Но не стоит говорить о достоинствах одного мода и умалчивать о достоинствах другого. Я лично считаю, что новые локации созданные нашими командами с нуля , позволяют Сталкеру жить по определению. Можно бесконечно штамповать моды на старых локах и шлифовать качество их, от этого не прибавится интереса игроков, можно делать движковые правки, что у ОГСЕ получается великолепно и не иметь больше ни чего в багаже для развития, а можно делать новые уровни, сбаллансированные и правильно интегрированные в игру. Нельзя отрицать того, что сюжет в столь коротком моде как СВПЛ, весьма привлекателен и качественен. Тем более, что это еще не точка. Наша концепция подразумевает продолжение сюжетной линии в разных модах, разве это не заслуживает внимания?
Хоть я и не склонен сейчас обсуждать ОГСЕ, тема не о них, но утверждение о том, что они доработали локации так, что локации кажутся новыми, по моему неверны по определению. А вот не отмечать качество новой совершенно локации Топь, так же не правильно, как и утверждать, что ОГСЕ смогли доработать старые локации чуть ли не до идеала. Отточено на старых локациях всё было еще ПЫС. И спорить с этим бесполезно. Даже мы, работая сейчас над видоизменением оригинальных локаций в SGM 3.0 не можем говорить, что это наша заслуга, ведь дорабатываемые нами локации ни что иноое как оригинальные локации от ПЫС. А вот совершенно новые уровни это шаг вперед и отрицать это будет смешно.
И последнее, утверждение автором блога того, что есть Сталкер в целом и ОГСЕ отдельно, кроме как личным и при этом субъективным мнением расценивать нельзя. Сталкер есть Сталкер и всё то, что делается нами всеми это ни что инове как часть Сталкера. Мы же хотим только сделать для комьюнити то, что для него станет новым и интересным, как впрочем и все модмейкеры.
СВПЛ это по факту приквел к Geonezis addon, это начало повествования, в котором уже рассказано о судьбе Варга и будут еще раскрыты судьбы некоторых ключевых персонажей. Кроме этого, мы уже анонсировали и мне приходится сейчас повторяться ещё раз не зря, многие упускают данный факт, СВПЛ является одним из пазлов в общей картине из нескольких модификаций и в частности SGM 3.0, в которой в свою очередь игроки увидят продолжение истории одного из главных персонажей СВПЛ. Мы хотим поэтапно раскрыть и показать свое видение Зоны того времени, до начала событий ЧН и начало было положено именно сейчас модификацией СВПЛ. Продолжение всё смогут увидеть как в SGM 3.0, так вполне возможно и в следующей модификации команды СВ и уже вполне возможно не на одной локации.
Кроме всего выше пересказанного, СВПЛ был сделан на единственной локации и эта локация новая, не затертая до дыр и мы ни как не могли претендовать на какую-то атмосферность мода. Я еще не видел ни одной модификации, сделанной на одной локации, которую можно без оговорок назвать атмосферной. Атмосферность понятие слишком ёмкое что-бы пытаться подвести под это одну локацию и спорить об этом можно вечно.
И если уже возвращаться к сравнениям, ни кто еще из команд модмейкеров не мог похвастаться тем, что их моды стали составными частями одной большой саги, в которой отдельные моды являются самостоятельными частями, но их сюжеты пересекаются и в целом, несколько модификаций составляют одно единое целое. Целостная картина о модификации СВПЛ может быть сложена у игрока, когда будут готовы новая работа от команды СВ и SGM 3.0. Вот тогда можно будет говорить о сравнениях. Вот тогда игроки смогут понять до конца, чем на самом деле была модификация СВПЛ.
Ну и наконец, все эти оры и крики, что Бета-тест неиграбелен - чепуха. Я почти прошел этот мод, на секундочку, на очень слабом компьютере, без единого вылета. Помешало мне то, что я случайно стер сейвы. Я позже вернулся и начал заново, но переборол себя и решил подождать официального финального пака с оружием и доп. квестами. Ни в один другой мод я не наиграл столько, сколько в него. И я ОЧЕНЬ благодарен авторам за это шедевральное творение, хоть и пришлось ждать несколько лет, но эти ожидания были полностью оправданы. Сейчас для меня существует моддинг на Сталкер в целом и ОГСЕ отдельно. Уж не знаю, способен кто-то переплюнуть ОГСЕ.
И еще: все это делается в свободное от работы/учебы/семьи время, да еще и за бесплатно. А коммьюнити, на мой взгляд, стало наглее, чем пару лет назад. Оно село на бесплатно-готовенькое и, обливаясь слюнями, требуют торт. И пофиг, что тут зачастую нет профессионалов соответствующего уровня, что в каждой команде людей по пальцам пересчитать, что они тоже хотят как-то еще проводить свободное время. Тут никто не давал обязательств что-то там делать на каком-то там уровне. Все по мере сил, настроения и времени. Это хобби, и хобби весьма непростое. А критиковать легче. Критиков всегда больше, чем создателей, примером этому является форум, где их целый детский сад. У меня все.
Очень верное замечание по лагерю сталкеров. Я согласен, стоило бы оборудовать его более основательно. Но для меня это самый большой минус, который отметил автор. В остальных выводах можно наверное позволить, начиная с атмосферы и заканчивая диалогами. Нужно учитывать, что автор имеет свое видение атмосферы и это можно проследить в различных аспектах, в том числе и в диалогах, коих всегда было и будет у Руслана много.
В целом, мнение автора считаю конструктивным и критика его вполне уместна и полезна.
Спасибо!
Да и ладно качество записи, это только полбеды, но ведь и актеров вы набрали хреновых. Тут что? Обыкновенная лень и безалаберность...