В город можно было добраться не только на поезде-или автобусе,также можно было добраться и по реке Припять,в конце 60 начале 70 годов в Чернобыль из Киева стали ходить СПК "Ракета" а потом СПК "Метеор" и "Восход",на вокзале работало одноимённое кафе,в котором многие Припятчане любили отдохнуть. Немного о истории:
В далекие «доисторические» времена (начало 70-х), на месте существующей тарелки протекал обыкновенный ручей и ни о каком судоходном сообщении с городом не могло быть и речи. Но вот индустриальный прогресс , в виде земснаряда, «прорубил речное окно в Европу » и Припятчане впервые увидели белоснежные красавцы теплоходы «Ракета» и "Метеор" и "Восход" с их суровыми усатыми капитанами и немногочисленной командой.
Выезжая из-за поворота Припятского старика, напротив яхт-клуба, СПК "Ракета", "Метеор" и "Восход" включали сирену и любители поплавать на середине реки спешили убраться с фарватера, или как там его называют…короче с пути теплохода.
Подходя к причалу, СПК "Ракета", "Метеор" и "Восход" разворачивались (вот вам и прямое назначение «тарелки») и медленно и основательно швартовалось. Все бы ничего, но колебания уровня реки достигали 2 метров и это вызывало неудобство при посадке и высадке пассажиров. Иногда приходилось выходить с «первого этажа» , иногда со «второго» , при этом женщин матросы переводили за ручку, так как крутизна трапа посадки-высадки внушала первым опасения, «как бы не бултыхнуться». Такое положение «выгрузки пассажиров» просуществовало довольно долго, пока к кому-то из светлых голов руководства речфлота не пришла блестящая идея и данное неудобство было устранено, путем плавучего причала.
Когда рейсы на Киев и Мозырь стали регулярными студенты активно начали использовать этот вид транспорта для своих целей (смотри примечание …) Мне ни разу не удалось проехать зайцем, поэтому рассказы о этом оставим на совести читателей. А вот «по-билету», купленному в речной кассе, пару раз приходилось.Начиналось все очень празднично…Лето…жара…воздух, как будто материализовался в желе и через него нужно пробираться усиленно расталкивая грудью плотный объем вокруг тебя…Спасение только у воды (о кондиционерах руководство коммунистической партии города, а с ними и обыкновенные Припятчане,тогда еще не догадывались) …а воды этой вокруг города было «навалом». Хочешь, если лень далеко идти, купайся и загорай на тарелке на городском пляже, место отдыха большинства горожан, с своим «лягушатником» и службой спасения на воде. Хочешь, располагайся в тени деревьев правого берега «старика», напротив городской больницы и ныряй разбежавшись с кручи прямо в глубокую воду с берега. А хочешь эксклюзива – обходи вокруг тарелки и размещайся для отдыха напротив больницы, но уже на левом берегу, где тебя никто не будет беспокоить в радиусе 50 метров. Ну а настоящие «экстремалы» ходили на ходовую – там было царство дикой речной природы и огромной и мощной судоходной реки Припять. Говорят, что в речном песке р. Припять больше полезных и лечебных веществ, чем на всемирно известных курортах «Золотые пески» в Болгарии. И какая-то западная фирма пыталась заключить контракт на вывоз лечебного припятского песка. Так вот на ходовой было очень здорово – нескончаемые пустые желтые пляжи, «страшные» коряги, разбросанные тут и там по всему берегу, миллионы ласточкиных гнезд, прорытых прямо в обрывистых берегах реки, множество закрытых от реки озер. Это было любимое место отдыха припятских подростков, которых , как правило , не устраивало купание в «лягушатнике» да еще под пристальным взглядом родителей, соседей, учителей и т.п. общества. Ну а самым «крутым» (популярным местом) считалась в 70 годы прорытый земснарядом перешеек между «стариком» и «ходовой» прямо напротив яхтклуба, который заканчивался узким, в 2 метра, ручьем по которому «свежая» припяткая вода попадала в перешеек и не давала застаиваться. Бархатные , ослепительно белые берега, кристально чистая вода просматриваемая в любом месте до дна, глубокий фарватер, отсутствие вообще отдыхающих, и как следствие возможность купаться «голяком» как мальчикам , так и девочкам, которые , нужно отметить, тоже любили здесь загорать и купаться. Вот такая была «водная картина Припяти». Это вам , конечно, не Венеция – но уверен, что каждый припятчанин , после эвакуации не может погасить в себе непреодолимую внутреннюю тягу к воде. Эта потребность (из детства) заставляет нас убегать из больших и шумных городов на широкие речные просторы, заросшие камышом пруды, маленькие лесные ручьи, и извилистые полевые речушки… Но таких красот как мы видели в Припяти мы уже не увидим….И дело не в том что раньше «трава была зеленей» , просто уникальность местности где решили построить «самую большую в Европе атомную станцию» была исключительной. …мм…так вот о студентах и ракетах …Посадка…первый раз идешь на настоящий речной теплоход…настоящие морские, как в кино, канаты …трап…капитан в форменной белой фуражке с блестящей кокардой и такими же золотыми погонами…э.. да тут еще и буфет имеется..!?! просторный салон с двумя проходами….Первый ряд сидений конечно самый козырный , но и на боковых тоже неплохо…Какая бы ни была жара – здесь всегда прохладно. - «Отдать швартовы»…корпус теплохода вздрагивает и невольно вздрагиваешь и ты…»и как это такая большая штука по воде с такой большой скоростью плавает (ходит)?»...
На пристани остаются рыбаки и зеваки…мотор мерно загудел… «а где же этот мотор тут у них ?» …нада будет посмотреть….Знакомы берега сначала медленно, затем все быстрей и быстрей проплывают за бортом…промелькнул яхт-клуб, лодочная станция, грузовой порт…выезжаем на ходовую…а вот и железнодорожный мост (который был взорван фашистами в войну)…по обе стороны моста берега реки уставлены разноцветными палатками – это москвичи приезжают на «дикий» отдых каждое лето, живут месяцами – это же надо так природу любить!
Незаметно ты уже на нижней палубе – ух здорово ! ветер в лицо , брызги…Ну природой нас не удивишь, больше ничего интересного по берегам не видно , студенты кучкуются на нижней открытой палубе …ну вот и настало время выпить по бутылочке пива «Жигулёвское» , самое вкусное пиво на то время… За 4 часа путешествия, которые пролетают быстрее чем 3 часа в автобусе до Киева – ты видишь необыкновенную красоту реки Припять, бескрайние просторы киевского моря, «катаешься» вниз в вышгородском шлюзе, общаешься с друзьями и знакомыми, пьешь пиво (заодно, пытаясь похвастаться, случайно размываешь пивом и ветром в зачетке оценки J) и… прибываешь в Киевский речной порт в совершенно веселом настроении…Такие поездки никогда не забудутся.
Без билета приходилось проситься на СПК "Метеор", "Восход" и "Ракету". На "Метеор", "Восход" или "Ракету" можно было посадить человек 20 попутчиков без билета. Последний "Метеор", "Восход" или "Ракета" уходил где-то в 16.00 на Припять. Правда жалостливое лицо не всегда помогало, надо было заранее исхитриться перемигнуться с капитаном. Это было целое путешествие. С пивом, ветром в лицо, осмотром берегов, а если повезет, то и настоящим штормом на Киевском водохранилище.
Спасибо, Aleksandr, материал, впрочем, как и всегда интересный. Последняя картинка под 2м спойлером самая атмосферная. Будь другом, скинь полноразмерную версию
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь