Рассказывает Евгений Гончаренко(KRANZ)
Впервые, о ракетной части ПВО возле Чернобыля, я услышал года два назад от моего хорошего знакомого, ликвидатора Евгения Самойлова. Он вспоминал про ракетчика, с которым лежал в госпитале и тот рассказывал, что он вместе с коллегами покинул свою часть, находившуюся где-то в "Чернобыле", только через год после аварии на ЧАЭС.
Попытки найти, хоть какую-то информацию про "ракеты в Зоне" заводили меня в тупик. Знатоки Зоны, которые облазили ее вдоль и поперек, в ответ на мои вопросы, пожимали плечами и недоверчиво переспрашивали: "Ракетная часть в Зоне? Впервые слышу..." Я уже стал забывать об этом, отнеся эту историю в категорию "Басни Чернобыля", но недавно, в разговоре с бывшим офицером, служившим до 1984 года на ЗГРЛС "Чернобыль-2", эта таинственная и никому неизвестная ракетная часть "выплыла" снова. Больше того, он точно указал и месте размещения и тип зенитно-ракетного комплекса: ЗРК С-75 "Волхов"!
Именно такой ракетой был сбит в 1960 году американский самолет- шпион U-2, именно эти ракеты стали настоящей головной болью американцев во Вьетнамской войне. Эти ЗРК поставлялись в больше чем сорок стран мира, их рисовали на всех агит-плакатах Советской Армии, на почтовых открытках, на марках. Эти ракеты, вместе с легендарным АК-47, стали настоящим символом Советской Армии.
Теперь я уже знал точно, где искать, немедленно позвонил Сергею Паскевичу и начал собираться в Зону
Сергей, как и положено настоящему человеку науки, который привык не верить на слово, а доверять только достоверным фактам, отнесся к моей поисковой эйфории со скептицизмом. Тем более что, полученная по его "каналам" информация, касательно данного места, колебалась в пределах от: "да ничего там нет" и до "старый цементный завод". Но мы сошлись на том, что нет смысла гадать, нужно ехать и проверять на месте и главное ехать немедленно, пока не выпал снег и не отложил нашу экспедицию до весны. 8 ноября, 10 часов утра, Сергей, Наталья и я выезжаем из Чернобыля в "десятку" (десяти километровая зона вокруг ЧАЭС). Перед Копачами сворачиваем налево на бетонку, которая идет в "Чернобыль-2", проезжаем с пол километра и сворачиваем направо на лесную дорогу.
Остатки ЗРК С-75 в Чернобыльской зоне Углубиться в лес нам удалось еще где-то на пол километра и все... Вся дорога завалена деревьями. Оставляем машину посреди леса и идем дальше пешком. Судя по карте, идти до места нам около полтора километра.
Температура" за бортом" около нуля, чувствуется, что это последние осенние дни.
Дует неприятный холодный ветерок и с неба, время от времени, сыпет мелкий снег. Гамма-фон около 90 мкР/ч.
Сквозь деревья стали просматриваться сероватые стены низкого здания, а потом и бетонные столбы ограды с остатками колючей проволоки. Мы на месте и это, безусловно, не "цементный завод"...
Внутри казармы никаких особенных находок - помещение тщательно "вычищено" от всего "лишнего". Пол снят, батареи отопления срезаны.
Немного левее от КПП, Наталья нашла чудесную "постиндустриальную инсталляцию": разбитый, перевернутый к верху колесами ЗИЛ, трактор ХТЗ и... Моторная лодка (особенно актуальная посреди леса, где до ближайшего водоема (пруд-охладитель ЧАЭС) по дороге около 4 км :), но в Зоне и не такое встречается.
Зная, что в Зоне подобные вещи, как правило, просто так не валяются, подхожу, держа наготове дозиметр... Но ничего особенного, никакого загрязнения прибор не фиксирует, только общий фон (как и на всей территории военной части) 90-120 мкР/ч.
Возле гаражей Сергей нашел вот такое интересное приспособление. Подозреваю, что оно использовалось для транспортирования ракет.
Назначение этого помещения в центре позиции, которое я условно назвал "центральным бункером", мне не совсем понятно, поскольку по стандартной схеме ЗРК этого типа, в центре позиции никакого бункера не должно быть, а только центральный радар и кабины управления.